Управление образованием Администрации города Юрги
 

Образование детей с ОВЗ

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) осуществляется в образовательных учреждениях через организацию инклюзивного и индивидуального обучения. Им предоставлена возможность получения образования по различным образовательным маршрутам: обучение по адаптированным образовательным программам (с согласия родителей); по индивидуальным учебным планам; индивидуальное обучение на дому; обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

  В городе создана система раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей и учета численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приказами Управления образованием определены состав и порядок работы Территориальной психолого-медико-педагогической-комиссии (ТПМПК). В учреждениях образования созданы психолого-медико-педагогические консилиумы. Но центральная роль в реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья отводится ПМПК.

Вопрос о выборе образовательной организации, в том числе об определении формы получения образования  ребенком с ОВЗ и (или) инвалидностью, его инклюзии в образовательную среду, определяется рекомендациями ПМПК исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Согласно п.3, ст.55 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Определение образовательного и реабилитационного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью осуществляется при непосредственном участии его родителей (законных представителей). Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Процессы модернизации в системе образования города напрямую связаны с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования для детей с ОВЗ и с интеллектуальными нарушениями.

С 01.09.2016г. в общеобразовательных учреждениях города началась реализация ФГОС с ОВЗ и ФГОС с интеллектуальными нарушениями.

     В 2018 году в образовательных учреждениях города обучалось более 700 детей с ОВЗ, из них в дошкольных образовательных учреждениях обучалось  200 детей с ОВЗ , 55 детей-инвалидов, в   школах города (№1,2,3,6,8,10,14,15)  обучалось 105 учащихся с ОВЗ, из них 1 инвалид и 66 детей-инвалидов.

    В системе образования 2 учреждения , которые работают по адаптированным общеобразовательным программам:  для слабовидящих детей (МКОУ «Начальная школа –детский сад №33 г.Юрги») и для детей с интеллектуальными нарушениями (МКОУ «Школа – интернат»). 70 детей дошкольного и школьного возраста, из них 3 ребенка – инвалида обучалось в МКОУ «Начальная школа –детский сад №33 г.Юрги». В МКОУ «Школа – интернат» 342 учащихся, из них  2 инвалида и 216 детей-инвалидов.

    На дому обучалось 180 детей.    На базе школы №3 - 14 человек обучается дистанционно.

    В дошкольных образовательных учреждениях разрабатываются и реализуются индивидуальные маршруты, адаптированные образовательные программы и адаптированные основные образовательные программы (в группах компенсирующей направленности). В 2018 году открыта специализированная группа на базе ДОУ №36 для детей, имеющих расстройство аутистического спектра.

    По адаптированным образовательным программам в школах обучается  17 учащихся :

- с тяжелыми нарушениями речи – 2 школьника;

-с нарушением опорно-двигательного аппарата 3 школьника;

с задержкой психического развития -12 .

     Всего в школах города обучается: слабослышащих-4;

слабовидящих -8;

с тяжелыми нарушениями речи-5;

с нарушением опорно-двигательного аппарата-10;

с задержкой психического развития – 25;

с умственной отсталостью -12;

с иными ограниченными возможностями здоровья-41.

    Тьютерское сопровождение инвалидов официально введено в школе №33. При необходимости в школах назначаются сопровождающие, на государственной итоговой аттестации  ассистенты.

    Создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья было обеспечено за счет участия муниципалитета в программах «Доступная среда».

    В рамках целевой программы «Доступная среда» технические средства обучения для детей с ОВЗ и детей-инвалидов были закуплены МБОУ «ООШ №3 г.Юрги», «ООШ №15 г.Юрги», «СОШ №8 г.Юрги». В 2017 – 2018 учебном году  по данной программе в НШ-ДС №33 приобретено специально – техническое оборудование: аппаратно – программный комплекс для незрячих обучающихся, аппаратно – программный комплекс для слабовидящих обучающихся. Получено оборудование для 3-х кабинетов в МКОУ «Школа-интернат: кабинет  логопеда – дефектолога, комната психологической разгрузки, кабинет ЛФК. В школе- интернате оборудована входная группа с пандусом (основной вход),установлен пандус (запасной вход);

 в НШ-ДС №33 :

- установлена распашная дверь,  с расширением дверных проемов на входе;

-установлен пандус для инвалидов, имеющих ограничения в передвижении (К - передвигающиеся на коляске), категории МГН: О - нарушения опорно-двигательного аппарата, в т.ч.: О-н – поражение нижних конечностей; О-в - поражение верхних конечностей;

- пути движения к объекту услуг выложены фактурным покрытием – тактильной плиткой, позволяющей инвалидам и МГН следовать прямо в направлении движения к центральному входу;

- установлен пандус на эвакуационном выходе из здания.

     Таким образом, созданные условия для развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в системе образования города позволяют осуществлять обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства. И в свою очередь отсутствует необходимость помещения детей с особыми образовательными потребностями на длительный срок в интернатные учреждения. Это обеспечит условия для проживания и воспитания детей в семье, их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.