Управление образованием Администрации города Юрги
 

О необходимости школьной формы

В настоящее время существует масса различных точек зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма в школах. Многие родители, приводя ребёнка в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму. Хочется обратить внимание - большинство родителей в своё время и сами её носили. Но, не смотря на это, отношение к форме весьма неоднозначное.  Кого-то отталкивает идея «уравниловки», кому-то не нравится дизайн (чаще всего конкретной формы, конкретной школы, в отдельных случаях и конкретного класса). Кто-то, наоборот, с радостью соглашается на приобретение формы, в силу финансовой ситуации в семье. А кто-то приобретает её просто потому, что она действительно нравится!

 

Итак, каковы же плюсы и минусы школьной формы?

 

Начнем с недостатков:

- Форма – элемент уравнительного воспитания. Она лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде.

/ В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как ему этого хочется./

 - Повышение денежных расходов на обучение ребёнка. Форма может быть достаточно дорогой для семей с малым финансовым доходом.

- Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

- Низкое качество материалов и пошива школьной формы.   

- Форма угнетает своим однообразием. Каждый день одно и то же.

 

Достоинства школьной формы:

 

- Форма ограничивает возможность конкуренции между детьми.

- Форма  устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».

- Строгий стиль одежды создаёт в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

- Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

-  Нет проблемы «В чем пойти в школу», спокойное состояние активизирует желание учиться.

- Если одежда придётся ребёнку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

- Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, одним коллективом.

- Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

 

Какие выводы напрашиваются?

 

Во-первых: форма – это действительно уравниловка. Но, не стоит упускать один важный момент: Сделать жизнь Вашего школьника максимально комфортной –  Вам вполне по силам! Да и… по средствам тоже!

Благодаря школьной форме дети не могут поразить друг друга именно одеждой, что является безусловным плюсом для учебного процесса! Ведь не для того они, всё-таки, в школу ходят…  А чем выделиться, они и без того всегда найдут: тетради, карандаши, обувь, школьные сумки, телефоны и т.д.

Решить проблему социального неравенства форма, увы, не сможет. Однако имущественное неравенство, стоит заметить, переносится гораздо легче, когда во время учебного процесса одежда у всех одинаковая.

Не у всех детей и их родителей есть вкус. Часто школьники бывают одеты весьма чудовищно. Причем, и дорого и чудовищно в одном флаконе! Пожалуй, следует подчеркнуть, что эстетика не зависит от материальных возможностей семьи. А форма, если она удачно подобрана и хорошо пошита, эти моменты скрадывает, что, несомненно, является большим плюсом для детей и их родителей.

В период «взросления» ребята стараются привлечь внимание, вызвать интерес к своей персоне. Особенно ярко это выражается у девочек. При помощи повседневной одежды они получают невероятнейшие результаты: приходят на занятия в прозрачных блузках, или в очень коротких юбках, а точнее – в поясах от юбок! Или же в джинсах с низким поясом, чтобы пуп был открыт. С полной уверенностью могу сказать, у девушки, одетой именно так – об учёбе мыслей уже не будет, равно как и у мальчишеской половины класса. И, как следствие, у всего класса хором, собственно. А теперь представьте этих юношей и девушек, одетыми в школьную форму – красота,  да и только! Школьная форма не допускает вольностей и не отвлекает учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Ни для кого не секрет, что в школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.

Цель ясна – ученики, во время занятий, должны заниматься учебой, а не сравнивать себя с другими, приобретая комплексы, вместо того, чтобы «грызть гранит науки».

 

По нашему мнению, чтобы форма была принята родителями и учениками, она  должна быть:

 

- не дорогой (Легко вписываться в семейный бюджет, т.е. не по розничной цене (оптовая цена плюс от100до200%накрутки), а по оптовой цене производителя плюс расходы на её реализацию, тогда родители будут не против.);

-  модной (Быть в тенденциях молодёжной моды, стильной, но в то же время строгой и деловой, тогда дети будут не против.);

- удобной, комфортной (работа конструкторов, качество производства);

- соответствовать ГОСТу (состав ткани: шерстенная, полушерстенная, вискозная или полиэстровая);

- не требовать большой потери времени на её приобретение (выбор нового производителя, вариант  формы, примерки и выдачи).

 

Как видите, плюсов всё же больше, чем минусов. Хоть и не на много. Вы имеете полное право выбирать, какие аргументы для вас более значимы. В любом случае, выбор остаётся за вами.

 

                                     Несколько советов по выбору формы:

 

Школьная форма – это одежда, в которой вашему ребёнку  придётся провести несколько часов, а порой и целый день. Поэтому, она должна быть удобной, практичной и, самое главное, нравиться самому ребёнку! От выбора школьной формы, возможно, зависит настроение, с которым ежедневно ребёнок будет собираться в школу. Запаситесь терпением и тщательно подойдите к выбору школьной формы.

 

Итак, на что стоит обратить внимание при выборе формы?

 

- При выборе школьной формы, ориентируйтесь на разные сезоны учебного года и постарайтесь пополнить гардероб школьника сразу несколькими предметами одежды. Это позволит ребенку чувствовать себя удобно и комфортно в течение всего года.

Опыт показывает, что для девочки лучше всего приобрести следующий комплект: юбку, жакет, сарафан, возможно, брюки и жилет, а также однотонные блузки с воротничком, которые можно будет менять каждый день. Для мальчика: две-три пары брюк, пиджак, жилет, галстук, а также, однотонные рубашки спокойных тонов.
Такой обширный набор вещей в гардеробе школьника позволит вещам дольше не изнашиваться, а детям - всегда быть чистыми и опрятными.

- Особое внимание следует обратить на цвет школьной формы. Психологи рекомендуют за основу выбирать спокойные оттенки, яркие насыщенные цвета являются дополнительным раздражителем и так в бушующем молодом возрасте.

- Ткань для школьной формы по волокнистому составу лучше выбирать с добавлением натуральных нитей. Также разрешается использование тканей с добавками химических волокон (смесовые ткани), но их количество не должно превышать 50%.

Что касается подкладки: натуральные ткани, конечно же, во многом выигрывают, но и смесовые ткани имеют ряд плюсов:

- повышают износостойкость изделий!

- позволяют форме быть дешевле!

Так, например, вискозная ткань заслуживает только хвалебных отзывов. Обычно в тканях вискозу смешивают с другими тканями: хлопком, льном, шерстью и шелком – чтобы получить более дешевый материал практически без утраты им "натуральных" качеств; с полиэстером – для прочности и износостойкости, с лайкрой или эластаном – для получения комфортного эластичного "тянущегося" полотна. (Полиэстер – прочная, износостойкая ткань, хорошо сохраняет форму, не мнется, устойчива к воздействию тепла и света, быстро сохнет и легко отглаживается.)

На заметку тем, кто «побаивается» не натуральных тканей: Вискозу можно назвать самой натуральной из искусственных волокон, потому что она представляет собой восстановленную целлюлозу, то есть состав вискозы очень близок к составу натуральных растительных волокон. У Вискозной ткани высокие показатели по гигиеничным и гигроскопичным требованиям, что рекомендует её для изготовления школьной формы. Свойства чистой вискозы больше всего напоминают свойства хлопка. Ткань приятна на ощупь, гигроскопична и воздухопроницаема.